Таро Бутик
Прежде, чем мы перейдем к основной теме заметки, я расскажу вам кое-что из истории Таро, теперь уже современной:

  • в 1959 году книгу Уэйта «Иллюстрированный ключ» и колоду Райдера-Уэйта стало издавать крупное американское издательство University Press

  • в 1968-ом Стюартом Р. Капланом основана компания — U.S. Games Systems Inc. (в прямом переводе «Игральные наборы»)

  • в 1987 в городке Турине, что на севере Италии, было основано издательство Lo Scarabeo («Скарабей»)

Два последних издательства успешно продолжают свою деятельность и в наши дни, радуя всех Таро-энтузиастов новыми колодами, ассортимент которых уже просто зашкаливает.

С чем собственно и связан один из самых животрепещущих вопросов у новичков в Таро — как во всем этом изобилии разобраться и не облажаться при покупке колоды?

Предлагаю начать с классификации колод.

важно

Данная классификация, как и многие другие моменты, с Таро связанные, основана на моей практике, а не тупо скопированы откуда-то в стиле Ctrl C + Ctrl V.


Если вы с чем-либо не согласны, то в этом случае вам будет целесообразнее опираться на ваше личное видение и мнение по вопросу.

Система как основа

Современное Таро-коммьюнити в большинстве своем Уэйто-центрично.

Но несмотря на небывалую популярность Таро Уэйта, не Уэйтом единым.

В основе современного Таро, как и сто лет тому назад, лежит система, отражающая устройство мира и положение человека в этом мире.

Система может быть английской, французской, марсельской или кроулианской (выделю её отдельно, хотя этот момент дискутабельный).

И авторы-создатели большинства колод, в той или иной степени, берут за основу одну из этих систем.

Зачем я говорю о таких, казалось бы, «прописных истинах»? — а затем, что когда читаешь у моих "каллек" по опасному бизнесу примерно следующее - «есть две базовые колоды — Уэйт и Таро Тота», - становится как-то очень грустно…*плачед*

Незнание разницы между системами / традициями (школами) Таро или же простое нежелание в этом вопросе разобраться зачастую ведет к тому, что заинтересовавшийся человек, как минимум, не понимает, почему в некоторых колодах у аркана Шут двойная нумерация (0/21), или почему в одних колодах Сила имеет 8-ой номер, а в других Сила 11-ая. (я читала, что в США даже были случаи возврата колод Марсельского Таро с пометкой «печатный брак»)

К тому же особенности каждой отдельно взятой колоды в какой-то мере предопределяют способы прочтения карт.

Собственно, к чему была вся эта длинная ремарка выше?

А к тому, что любая классификация выстраивается от некого базового принципа.

И я взяла за основу именно системный принцип.

Но не стоит забывать, что колоды можно ранжировать, исходя из иконографической традиции или структуры, или деления на условные тематики (темные колоды, эротические) и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛОД ТАРО



1 — дооккультные колоды — это старинные классические колоды Таро, которые первоначально использовались для одноименной карточной игры: Таро Висконти-Сфорца, Марсельское Таро, Сапрофино (итальянская старина и прочие «Золотые ступени»)

2 — оккультные (эзотерические) колоды — XVIII — XX в. и настоящее время

Представители:

  • Таро Эттейлы
  • французская школа — Папюс / Леви
  • английская школа — Таро Золотой Зари, Таро Райдера-Уэйта и колоды, выполненные в традиции Уэйта
  • колода Освальда Вирта
  • Таро Тота

3 — современные колоды

  • авторские колоды — в которых отражены мировоззрение и философия создателя, его картина мира или взгляд на конкретную тематику / сферу / область эзотерики (например, Ошо-Дзен Таро, Таро Теней Веры Скляровой)

  • колоды Таро оракульного типа (Таро Манара)
I. КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОДЫ

Классические (старинные) колоды — их еще принято называть «доокультными» или «доэзотерическими», ввиду того, что они использовались в первую очередь для карточной игры в тарокк.


Но в отдельно взятых случаях старинные колоды применялись и для гаданий (из-за вечной тяги людской «узнать, что будет»).

Потому-то данные колоды (в частности, Tarot de Marseille) иногда называют самым старым видом колод предсказательного Таро, хотя нет прямых свидетельств, связывающих Таро с гаданием вплоть до XVIII в.


Общей чертой всех старинных колод является то, что они не содержат ни соответствий буквам иврита, ни астрологических соответствий и прочей оккультной подноготной.

Изображения классических колод полностью основаны на символизме, характерном для Эпохи Возрождения. Иконография карт этой традиции старейшая, в ней изображения карт сохранены такими, какими они были до их переработки оккультистами.

Символизм козырей происходит из средневековой и ренессансной Европы. Большинство образов Таро характерны исключительно для европейского христианства. Иллюстрации практически идентичные каждому из образов Таро могут быть обнаружены в европейском искусстве, и столь точные аналоги не обнаруживаются в других культурах.

Большинство образов козырей Таро характерны исключительно для европейского христианства и часто встречаются в европейском искусстве.


Наглядным примером старинных колод является Таро Висконти-Сфорца, а точнее, ее современные репродукции, ибо до наших дней ни одной полной колоды из данного семейства не сохранилось. В оригинальной колоде Висконти-Сфорца козыри* (старшие арканы) не имели ни надписей с названиями, ни нумерации, только изображения.

К этой группе колод также относятся колоды Таро Сола-Буска, колоды миланского стиля — Таро Сопрафино (Таро Древней Италии) Карла де Ла Рокка, и так называемые «Марсельские карты», послужившие прототипом эзотерических колод, созданных начиная с 18 века.

  • Количество листов (карт) в старинных колодах — величина переменная. Известны как уменьшенные версии — тароккини, так и «расширенные» — минкиате.

  • Иконография, последовательность и названия козырей*, как и структура всей колоды — вариативны, зависят от региональных особенностей и местных традиций изготовления.

*(впервые термин «аркан» по отношению к козырям Таро ввел в оборот Жан-Батист Питуа, больше известный под литературным псевдонимом — Поль Кристиан; в отношении старинных колод более корректно применять наименование — козыри).

Наиболее привычный для «таролога современного» набор 22-х козырей (а точнее - из 21-го козыря и карты Дурак, которая обычно не рассматривалась как козырь) представлен в Марсельском Таро и схожих с ним колодах.

Справедливость VIII. Сила — XI.

Карты мастей (младшие арканы) колод из этой группы не содержат сюжетных сцен, только изображение номинала масти — посохи-дубинки и кубки-рюмки, шпаги или турецкие кривые мечи, и золотые монетки в нужном количестве.

Масть Пентаклей носит более распространенное в то время название Монеты (или Денье). Жезлы чаще именуют посохами, копьями, булавами, бастонами и т. д.

Именно старинные колоды, а точнее — представители тарокков марсельской иконографической традиции, являются прародителями всех современных оккультных Таро. На их базе были созданы колоды французской оккультной традиции.

II. ОККУЛЬТНЫЕ КОЛОДЫ
С этими колодами связана история оккультного периода Таро.

Когда европейские оккультисты, начиная с Кура де Жебелена и Эттейлы, обратили свое внимание на Таро, то они не только привнесли в историю предмета много поистине удивительного. Значительной переработке подверглись и сами карты — появился ряд существенных изменений как в классической иконографии, так и в структуре колод.


Основоположники и аппологеты тото-египетской теории происхождения Таро посудили, что раз Таро возникло в Древнем Египте, то вся европейская христианская символика в козырях является анахроничным искажением «истинной» египетской символики и должна быть удалена из колоды.


В частности, Элифас Леви в своих трудах приводил описания карт, которые, по его утверждению, отражали в Таро его изначальную египетскую чистоту.


Это оказало огромное влияние на эволюцию в символическом наполнении арканов Таро в дальнейшем — Освальд Вирт и А. Э. Уэйт добавляли египетские штрихи в свои колоды, чтобы «подтвердить» предполагаемое египетское происхождение Таро.


К тому же, все оккультисты того времени были убеждены, что Таро является «ключом ко всем оккультных наукам и практикам», и активно разрабатывали так называемые «системы соответствий» для карт Таро, символически «привязывая» их к схеме каббалистического Древа Жизни и астрологическим символам.


К концу XIX века появилось три вида оккультных колод Таро, в которых была серьезно видоизменена иконография карт и структура колоды:

  • колода Эттейлы
  • Египетские колоды, основанные на трудах Поля Кристиана
  • Каббалистические колоды, основанные на учениях де Жебелена, Э. Леви, О. Вирта и Папюса

Колода Эттейлы, как и сама система её создателя — весьма специфична и стоит особняком от всех других колод: в старших арканах полностью видоизменена иконография, они имеют совершенно непривычные названия и нестандартную нумерацию. И поэтому я посвятила ей отдельную заметку.

Прочитать можно здесь, по ссылке.
Египетское Таро (египетские колоды)
Это колоды, основанные на трудах Поля Кристиана.

В своей книге 1870 года «История магии» Поль Кристиан дал описание 22 козырей Таро, которые называл "арканами".

В 1896 году М. О. Вегенер использовал эти описания для иллюстрации книги о герметическом Таро Р. Фальконье.

Эта египетская колода до сих пор издается как Египетское Таро компанией U.S. Games Systems Inc.

Книга 1901 года «Практическая астрология» графа де Сен-Жермена была плагиатом Кристиана и Фальконье и послужила моделью для колоды Церкви Света К. З. Зайна и колоды Египетского Таро А. Г. Мюллера.

Дизайн Вегенера повлиял на Таро Холла (Knapp Hall Tarot), также известное как Пересмотренное Таро Нового Искусства, созданное в 20-м веке, на колоду Братства Света и колоду Ибис, которая является цветной версией дизайнов Вегенера.

В 1865 году профессиональный картомансер, Эдмон Бийодо, самостоятельно отрисовал египетскую колоду карт Таро, основанную на трудах Поля Кристиана, ручкой и чернилами. В настоящее время колода, основанная на этих рисунках, выпускается издательством Grimaud как Le Grand Tarot Belline.
Колоды Таро, основанные на Каббале
Ранее, в исторической справке о Французской традиции Таро, я уже упоминала, что Элифас Леви был первым, кто установил соответствия между 22-мя старшими арканами Таро и 22-мя буквами Иврита.

В конце XIX века учение Леви было использовано Папюсом в качестве основы для разработки «полной системы соответствий» в Таро (которой в гаши дни придерживаются современные последователи французской школы).

Впоследствии идеи Папюса и Леви получили свое развитие в ордене Золотой Зари и стали основой оккультного Таро в англоязычном мире.

Члены Золотой Зари на свой взгляд и лад соотнесли карты Таро с элементами из иудейской каббалы и астрологии, руководствуясь уже своими представлениями о том, какое именно тайное знание должно транслироваться через эту символическую систему.

Так на картах Таро появились еврейские буквы, знаки зодиака и знаки планет, и сформировалось несколько вариантов «систем соответствий», которые легли в основу колод французской системы Таро и английской системы Таро.
III. КОЛОДЫ ТАРО ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЫ

Основоположники традиции — Кур де Жебелен, Элифас Леви, Папюс.


За основу своих колод французские оккультисты взяли Марсельское Таро.

С этим связана следующая путаница — Марсельские карты стали соотносить с французской системой, что не совсем верно: в Марсельском Таро нет привязки к Древу сефирот, буквам каббалы и астрологии.

Однако некоторые ранние оккультные колоды (Таро Освальда Вирта) действительно имеют сильное сходство со своим прообразцом (Марсельские карты).

Но не следует забывать, что в основе французской школы (традции) Таро лежит система, основанная на оккультных соответствиях, а Марсельские карты всего этого лишены и, по сути своей, само наименование"Марсельское Таро" - это собирательный термин для обозначения колод с определенной иконографией.


  • Особенности колод французской школы:

Старшие арканы — в сравнении со старинными колодами имеют ряд существенных изменений в иконографии, содержат египетскую, каббалистическую и проч. оккультную символику. На картах старших арканов указаны буквы каббалистического (древнееврейского) алфавита, зкаи планет и т.д..


В символическом ряду старших арканов первой картой является Маг, и ему соответствует буква алеф. Второй идет Папесса, которой соотвествует буква бет. Аркану Шут соответствует шин, 21-я буква.


Карты Двора — Паж, Рыцарь, Королева, Король.


Младшие арканы колод французской системы чаще всего, также как в старинных колодах, не прорисованы сюжетными сценами: на двойке жезлов будет нарисована два жезла. Но в отдельных современных колодах на основе данной системы младшие арканы могут содержать отрисованные жанровые сцены.


Значения арканов отличаются от Таро Уэйта.


Представители колод данной традиции — Таро Освальда Вирта, Таро Папюса.

На основе французской традиции созданы такие современные колоды, как Таро Лабиринт Луиса Ройо, Таро Ясена Гюзелева и проч.
IV. КОЛОДЫ ТАРО АНГЛИЙСКОЙ ШКОЛЫ

Основоположники традиции — Уэйт, Макгрегор-Мазерс.


Французские оккультисты использовали в качестве прототипа для своих колод «Марсельские» карты, добавив на арканы египетскую, каббалистическую и астрологическую символику.

Изначально этим же путем, то есть переделкой и обработкой уже существуюших колод Таро, пошли и в Золотой Заре.

Но затем члены ордена начали создавать собственные «исправленные» версии колод, в которых стремились отразить свою философию и понимание Таро, как символической системы.

Представители колод данной традиции — Таро Золотой Зари, Таро Уэйта, Таро Тота.

Именно на основе системы Золотой Зари и Таро Уэйта созданы большинство современных колод, как оккультных, так и не оккультных.
Таро Золотой Зари
Официальной, если так можно выразиться, колодой ордена стало Таро Золотой Зари, основанное на описаниях из Книги T.

Колода, вероятнее всего, была отрисована женой Мазерса, Мойной, которая училась в художественной школе.

Каждый член ордена должен был сделать свою собственную копию этой колоды и раскрасить её в соответствии с правилами Ордена. Неофиты, не создавшие раскрашенную вручную колоду, пользовались Марсельским Таро. В частности, член ордена, У. Б. Йейтс, владел колодой, изданной Дотти в Милане.


  • Особенности колоды Таро Золотой Зари:

Старшие арканы: в первую очередь в колоде «исправили» порядок старших арканов, присвоив первую букву еврейского алфавита алеф Шуту вместо Мага, и тем самым сдвинув все соответствия арканов буквам иврита на соседние карты.

Затем в ордене поменяли местами арканы Сила и Справедливость, чтобы их астрологические соответствия со знаками Льва и Весов стали более очевидными и «правильными».

Как и у Леви, старшие арканы были назначены путям на Древе жизни, а некоторым из них были присвоены уникальные рисунки и названия.

Карты двора: Рыцарь стал самой могущественной фигурой, а Король был понижен в должности и переименован в Принца; Пажи стали Принцессами.

Младшие арканы: номерные карты, как и у Леви, были связаны с десятью Сефирот на Древе Жизни, а также с 36 деканами Зодиака и 72 каббалистическими ангелами.

Поскольку колода была частью тайного учения Золотой Зари, она не получила широкого распространения и не оказала существенного влияния на развитие Таро.

Ни одного образца колоды Таро Золотой Зари до наших дней не дошло.
Таро Райдера-Уэйта
В 1909 году Артур Э. Уэйт вместе с художницей Памелой Смит создал ту самую колоду, которая перевернула весь мир Таро.

Главное ноу-хау Уэйта заключалось в том, что он придумал изобразить на младших арканах сюжетные сцены, отражающие традиционные предсказательные значения арканов, что в дальнейшем послужило основой для новых методов осмысления и интерпретации Таро.

И как бы странно не звучало для многих моих читателей — колода Таро Райдера-Уэйта относится к оккультным колодам: колода «привязана» к Древу Сефирот и системе астрологических соответствий Золотой Зари.

Однако, в отличие от Золотой Зари, символику для своей колоды Уэйт во многом заимствовал из классических старинных карт.

Старшие арканы: первая буква еврейского алфавита алеф соотвествует Шуту. Также имеет по Уэйту двойную нумерацию Шут - 0 / 21, но во многих колодах этот нюанс не учитывают и отсчет начинается именно с нулевого аркана. Маг идет по номером 1, но ему соотвествует вторая буква еврейского алфавита бэт.

Сила - 8-ой аркан,  Справедливость -11-ый аркан. Силе соответствует восьмая буква иврита — тет, а Справедливости — одиннадцатая, ламед.

Карты двора: паж, рыцарь, королева и король

Младшие арканы: номерные карты содержат сюжетные сцены, которые отражают ключевые смыслы каждой карты.
V. ТАРО ТОТА (АЛИСТЕР КРОУЛИ)

(некоторые исследователи Таро относят колоду Тота к английской школе)


Колода Таро Тота обязана своим существованием не только и столько самому Кроули, а леди Фриде Харрис, которая была женой участника одной из оккультных организаций, основанных Кроули.

Именно она побуждала Кроули упорядочить свои мысли о Таро, и в период с 1938 по 1942 год создавала для каждой карты картины, написанные маслом.

Колода Таро Тота выполнена в стиле ар-деко и перекликается со многими художественными течениями начала XX века  , такими как футуризм, конструктивизм и лучизм. Каждая карта разработана с использованием проективной синтетической геометрии Рудольфа Штайнера, с геометрическими линиями, охватывающими несколько карт.

Картины леди Харрис были выставлены в лондонской галерее в 1942 году, но сама колода была издана только в конце 1960-х годов. К этому времени колода Таро Райдера-Уэйта прочно заняла лидирующие позиции на рынке Таро в Англии и Америке, однако колоде Тота удалось занять свою собственную нишу.

Как и в колодах французкой школы, в Таро Тота на картах присутствуют литеры еврейского алфавита и астрологическая символика.

Карты двора соотвествуют системе Золотой Зари: принц, принцесса, королева, рыцарь.

Также Кроули переименовал карты «Правосудие», «Сила», «Умеренность» и «Суд» в «Регулирование», «Похоть», «Искусство» и «Эон» соответственно; а карты «Правосудие» и «Сила» он вернул к их первоначальному порядку (как в Марсельском Таро).

Предсказательные значения Таро Тота отличаются от колод французской и английской школ.


На основе Таро Тота созданы такие современные колоды, как Таро Циллих.
VI. СОВРЕМЕННЫЕ КОЛОДЫ ТАРО

Интерес к Таро побуждает многих исследователей и художников создавать свои авторские колоды, которые нельзя отнести ни к одной из систем, перечисленных выше.


Такие колоды могут по-прежнему сохранять привычную для Таро структуру, но разительно отличаться по содержанию.


Подобные художественные ответвления называются Таро Оракульного типа.


Часть из них можно весьма условно отнести к английской школе, но зачастую рисунки в подобного рода колодах слишком самобытны и не отражают предсказательных значений колоды Уэйта (и тем более не отражают устройства системы Уэйта), поэтому все же лучше выделить их в отдельную группу колод.


Возьмем в качестве примера колоду Таро Некрономикон — младшие арканы колоды хоть и прорисованы, но смысл отдельных карт разительно отличается от значений Таро Уэйта.


По сути, каждый аркан в данной колоде — это отсылка к произведениями Лафкварта, а не к Иллюстрированному ключу.

В колодах данной группы нет никакой привязки к каббале и прочему «оккультному».


Такие колоды читаются преимущественно оракульно, то есть толкующий карты человек отталкивается от картинки и символов, а не от системного значения и прочих оккультных соответствий.


Нюансы иллюстраций в подобных колода — первичны, то есть работают колоды из этой группы как банальный оракул, при этом сохраняя стандартную для Таро структуру (78 листов, 22 старших аркана и 56 младших).


Колоды оракульного типа могут быть основаны на произведениях художников прошлого (Таро Яна Баэура) или настоящего, чьи иллюстрации современные издательства решили адаптировать под арканы Таро.


Также художники создают иллюстрации для колод под заказ от издательства (Таро Казановы).


Примеры колод Таро оракульного типа:


  • популярное на день сегодняшний Таро Манара
  • моя любимейшая колода Таро Николлеты Чекколи
  • 78 дверей и прочие
К этой же группе относятся такие авторские колоды, как Таро Теней Скляровой.
В качестве дополнения от меня лично, которое послужит послесловием ко всей заметке.

Чтобы вы понимали как порой важно заранее знать «что по чем?» и насколько бывает «дорога ложка к обеду» — когда в упорно отдаляющемся 2006 году я заказала по каталогу свою первую колоду, а точнее — книгу со вклейкой карт, которые нужно было вырезать, на тот момент я была настолько «не в теме» о каких-то там традициях, школах и системах Таро, что выбрала Таро Эттейлы.

Ах если бы мне тогда кто-нибудь объяснил, что Таро бывает очень и очень разным.

Сами карты в году эдак 2010−2011 были успешно затеряны на даче, не исключаю, что пошли на растопку (найти их так и не удалось, как и очень «древнюю» Голубую Сову Ленорман).


А вот книга лежит до сих пор, и в ней приведена довольно подробная историческая справка как о колоде Эттейлы в частности, так и по истории Таро в целом.


Текст © Татьяна Неферская. Копирование текстов и других материалов с сайта без моего разрешения не допускается.


Тематические Таро консультации
Для тех, кто разобраться там, где сейчас «все сложно», запутано, тревожно и непонятно, чтобы внести ясность и найти ответы


Рубрики Таро Бутика