Таро Бутик
Французское оккультное Таро
Tarot Boutique   14.03.2025
Наследие французских оккультистов 18-19 века
Впервые карты Таро в качестве предмета эзотерического исследования попадают в фокус внимания ученых, увлекающихся мифологией и сакральными таинствами, во Франции, во второй половине 18 столетия.

Сперва уже небезызвестный вам по предыдущим заметкам масон Антуан Кур де Жебелен посвящает Таро отдельную главу в своем десятитомном псевдоантропологическом труде — «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным» (1781 г.)

Эта книга — первый дошедший до нас письменный документ, в котором изложена версия изобретения Таро в Древнем Египте: якобы Таро - это древнеегипетская книга, написанная богом Тотом, в которой некая тайная мудрость зашифрована особым символическим методом в виде рисунков-арканов, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.

Следующим после Де Жебелена великим картомантом был Эттейла, которому мы в прямом смысле обязаны очень и очень многим: и популяризации Таро, как мантического инструмента, и первыми наработками в поисках соответствий, а конкретно — включением в Таро концепции о четырех стихиях и т.д.

Подробнее — по ссылке.

Затем французская оккультная революция, которая вывела Таро в эпицентр всеобщего интереса, была вынуждена на время уйти в тень под натиском политических и социальных перемен: подпитываемая идеалами войны за независимость США, Франция переживает другую революцию, ту самую — Великую, жестокую и разрушительную, за которой затем последуют наполеоновские войны.

Проще говоря, становится не до всего вот этого вот (не до жиру, быть бы живу).

Только во второй половине XIX века начинается новый виток интереса к Таро и оккультизму.
Элифас Леви
И вот во второй половине XIX столетия на авансцене театра под названием «история Таро» появляется  французский оккультист Альфонс-Луи Констант, более известный под псевдонимом Элифас Леви (1810−1875) — фигура поистине адиозная, имевшая огромное влияние в среде оккультистов 19-го и начала 20 веков.

Именно Элифас Леви стал активно развивать те идеи, которые несколько десятилетий назад до него высказывали Де Жебелен и Эттейла.

Правда, в отличие от Жебелена и Эттейлы, Леви мало интересовался предсказательной сферой применения карт Таро. Он презирал дешевое картежничество и фокусы, и считал оккультные науки методом совершенствования человека.
Основой мистического учения Леви был синтез церемониальной магии, алхимии и каббалы, которую он дополнял идеями из пифагореизма и христианского мистицизма.

Элифас Леви написал один из самых влиятельных трактатов в истории западного оккультизма, «Догма (учение) и ритуал высшей магии», опубликованный в 1856 году.

Э. Леви видел в картах зашифрованный еврейский алфавит, и каждому из 22 старших арканов приписывал букву из иврита и определенное место на каббалистическом Древе Жизни.

Причем, по мнению Леви символический ряд старших арканов в соответствии с каббалистическим строем должен был начинаться с Мага (буква алеф), а Шут (буква шин) — располагаться между Судом и Миром (всем фанатам сказочки про «Путь Шута» посвящается, хе-хе-хе).

И потому Шут в колодах французской школы имеет номер 21 или двойную нумерацию (0 / 21), что вызывает некоторое недоумение у начинающих Таро-энтузиастов, которые не уделяют должного внимания изучению истории Таро (порицаю).

Но вернемся к герою заметки.

Справедливости ради, стоит отметить, что Леви был не первым, кто заприметил якобы существующую связь между 22 козырями Таро и литерами еврейского алфавита.

Однако именно он "поместил" карты Таро на Древо Жизни: так, согласно Леви, десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старших арканов — связи между ними.
Элифас Леви интегригровал в Таро каббалу, связав каждый из 22-х козырей Таро с буквой еврейского алфавита и поместив младшие карты на Древо Жизни
На день сегодняшний именно Элифас Леви считает основоположником французской традиции Таро.

В своей книге «Догма и ритуал высшей магии» Леви не только описал взаимосвязь каббалы и Таро, но также изложил ряд «доказательств» того, что Таро является «ключом ко всем оккультных наукам и практикам», тем самым заложив основу для разработки системы оккультных соотвествий в Таро, чем собственно и занимались поседующие поколения не только французских, но и английских оккультистов.

Переводы его трудов послужили источниками вдохновения для многих новых мистических орденов в Европе, включая Орден Золотой Зари, который в дальнейшем сыграл большую роль в создании самых влиятельных колод Таро в современном мире.
Папюс
Учение Элифаса Леви поколением позже продолжил развивать его последователь, видный французский оккультист, масон и розенкрейцер - Жерар Анкосс, больше известный нам как «Папюс».

Папюс продолжил изыскания Элифаса Леви, используя его учение и наработки в качестве основы для полной системы соответствий Таро (в частности, астрологических соответствий), которые затем изложил в своем труде — «Абсолютный ключ к оккультной науке. Цыганское Таро — древнейшая книга мира», изданном в 1889 году.

Иллюстрациями к книге послужила колода из 22 старших арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году.

В 1909 году Папюс выпустил книгу «Le Tarot divinatoire» («Предсказательное Таро»).

К ней прилагалась полная колода из 78 карт художника Габpиэля Гулина, в виде чёрно-белых иллюстраций, которые читателям предлагалось вырезать и наклеивать на картон для создания собственной колоды.

Колода нарисована в жанре классического герметизма и смеси традиций Эттейлы и Леви. Папюс назвал свою работу «полным восстановлением египетского Таро», в колоде было гораздо больше египетского колорита, чем у рисунков Эттейлы, Леви и Вирта.

Что касается приведенных в книге значений карт – толкование младших арканов Папюс полностью взял из трудов Эттейлы, которого не раз критиковал за коммерческий подход к Таро.

В Старших арканах Папюс оставил введенный Леви порядок карт – Шут 21, порядок арканов начинается с Мага.
История Таро - подборка заметок
От азартной игры до эзотерической системы
Тематические Таро консультации
Для тех, кто разобраться там, где сейчас «все сложно», запутано, тревожно и непонятно, чтобы внести ясность и найти ответы