Таро Бутик
Марсельские карты
В этой заметке я поведаю вам о том, как в начале 16 века одна из региональных версий Таро, которая была в ходу в Милане, попала во Францию ​​и превратилась в так называемую Марсельскую колоду, в последствиии ставшую «прародительницей» всех других колод Таро.
Если вы впервые попали в мой блог и вас интересует изучение Таро — советую подписаться на мой ТГ-канал и начать свой путь с заметок по истории предмета.

С самого момента своего появления карты Таро, как изготовленные вручную, так и методом печати на деревянных блоках (ксилография), не отличались постоянством ни внутренней структуры, ни изобразительной традиции. Однако не только Таро, но и многие другие карточные колоды редактировались или расширялись в соответствии с правилами тех азартных игр, для которых они были созданы.

В  XVI веке в Италии стали появляться региональные вариации колод Таро, такие как уменьшенная колода Болоньи и расширенная колода Минкиате, аристократия продолжала заказывать уникальные колоды у художников и граверов, стили колод смешивались под влиянием друг друга, и на этом фоне в конце XV — начале XVI века начало формироваться Марсельское семейство Таро, постепенно приобретая всё более самобытные черты.
За дополнительными материалами заглядывайте в мой Телеграм-канал
Из Италии во Францию
Карточные игри появились во Франции довольно рано, и скорее всего, пришли они из Италии, о чем свидетельствует тот факт, что ремесло изготовления карт начало процветать именно на юге Франции, в пограничных провинциях.

Затем во Францию ​​из Италии в первой половине XVI века прибыли карты Таро вместе с итальянскими символами мастей — кубками, жезлами, мечами и монетами. И скорее всего это были разные, хоть и схожие по стилистике, колоды, чья иконография соотвествовала северо-итальяскому шаблону, и которые, судя по сохранившимся разрозненным свидетельствам — представляли собой смесь нескольких региональных иконографических традиций, которые успели «переопылиться» между собой.

По мере роста популярности карточных игр (и Таро в частности) карты стали массовым товаром, и мастера-печатники поняли, что игрокам нужны простые, единообразные дизайны карт, которые можно было бы мгновенно распознать, и что немаловажно — легко изготавливать.

Стало экономически невыгодно выпускать несколько альтернативных версий колод.

Так, примерно к 1700 году, изменчивая ситуация предыдущих 200 лет консолидировалась в колоду, известную нам сегодня, как Марсельское Таро, стиль которой стал прототипом для большинства более поздних колод.
карты из Марсельского Таро Жана Нобле, Париж, около 1650 г., хранятся в Национальной библиотеке Франции. 78 карт: трафаретная цветная гравюра на дереве; 9,2 x 5,7 см. Имя и адрес на двойке кубков, монограмма «IN» на гербе Колесницы, ещё одно упоминание адреса на двойке монет: «Iean Noblet Dm.t Av Favbovr St Germain». Источник gallica.bnf.fr / BnF
Колода Жана Нобле
Официальная история так называемых Марсельских карт начинается с 1650 года, с колоды парижского мастера-печатника Жана Нобле.

Да, вы не ослыщались - старейшая колода Марсельского Таро была напечатана не в Марселе, а в Париже.

Также принято считать, что именно с колоды Нобле начинает формироваться «стандартная структура» колод Таро (78 листов) и «стандартная нумерация» в козырных картах (речь о последовательности, характерной для Марсельского Таро, где Сила — 11, Справедливость — 8).

Однако образы и дизайн самих карт по прежнему были еще далеки от единого стиля.

К примеру, в Парижском Таро начала XVII века (известном также тем, что это была первая колода из 78 карт, полностью напечатанная на дереве методом ксилографии) и название и номера козырей хоть и идентичны стандартной колоде Марсельского Таро, но изображения, по-видимому, представляют собой смесь нескольких влияний: Влюблённые — это влюбленная пара, Звезда — астроном, а Башня изображает бурю, вокруг которой кружатся несколько человек, один из которых играет на барабане. Луна — это мужчина, играющий на арфе под окном женщины, а Солнце — женщина с обезьяной.

«Итальянское» Марсельское Таро

В XVI и XVII веках Франция была основным поставщиком игральных карт по всей Европе.

В 1736 году мастер-печатник Шоссон из Марселя напечатал колоду, что стала прототипом всех более поздних колод Марсельского Таро до конца 18-го столетия.

К середине XVIII века колоды, практически идентичные колоде Шоссона, выпускались во Франции, Бельгии и Швейцарии.

В 1760 году другой мастер-печатник Николя Конвер из Марселя скопировал колоду Шоссона непосредственно на свои деревянные дощечки.

И затем уже вариант марсельца-Конвера стал стандартным шаблоном для колод Таро во Франции и является образцом для большинства популярных стилей карт Марсельского семейства, используемых сегодня.

Таким образом, упоминание города в названии колоды первостепенно является отсылкой к стилю исполнения, нежели к месту первого появления этих карт.

Только вот само название — Марсельское Таро — было введено в обиход только в 20 веке

Изначально же колоды данной изобразительной традиции назывались «Итальянским Таро», видимо из-за использования в них итальянских символов мастей, ну возможно еще и для того, чтобы отличать эти карты от национального французского Таро.
Марселькое Таро - это собирательное название особого исторического дизайна карт Таро.

Впервые это название фигурирует в книге Папюса «Цыганское Таро» (1889).

Но ещё долго после этого европейские оккультисты называли этот шаблон карт Таро «итальянским», потому что в нём фигурируют итальянские знаки мастей и происходит он из Италии.

Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» Поль Марто.

Он издал в 1930 году колоду «Древнее Марсельское Таро», основанную на варианте Николя Конвера и ныне широко известную всему миру в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). Эта колода является самой старой из колод, которая имеет традиционный для нас строй (то есть нумерацию карт).

В 1949 году Марто опубликовал книгу «Марсельское Таро», в которой описал символические значения всех 78 карт.

Название - Марсельское Таро - было введено в обиход только в 1930 году, французским производителем карт Grimaud.

Изначально же колоды данной изобразительной традиции назывались «Итальянским Таро»
Во Франции эти карты производились с XVII века не только в Марселе, но и в других городах
Марсельские карты — мостик от игры к эзотерике
Вот ведь забавная получается история — карточную игру, которую изобрели в Италии, никогда изначально не воспринимали как некое древнее таинственное учение, замаскированные под колоду карт. Через призму мистики и эзотерики Таро стали рассматривать не на исторической родине, а в соседней Франции середины 18-го века, причем не на юге, где карточное производство процветало много десятилетий, а севернее — в Париже.

Согласно одной из самых распространенных версий — французский масон и пастор, Антуан Кур де Жебелен, впервые увидел эти карты, когда одна из его знакомых дам играла в некую карточную игру с колодой образца Марсельского Таро того времени.
И будучи увлеченным исследователем первобытной истории, де Жебелен сразу же заинтересовался символикой этих карт, особенно его заинтриговали образы 22-х козырей.

С одной стороны, де Жебелен не сомневался в итальянском происхождении самой игры под названием tarocchi, а с другой — был первым, кто попытался осмыслить их символику и выяснить "подлинную" историю происхождения.

Так, основываясь на умозрительных заключениях, в своем труде «Первобытный мир» (1781 год), де Жебелен возводит карты Таро к древнему миру и связывает их с древнеегипетскими верованиями.

Этот миф устоялся и существует и по сей день, а труды самого Антуана Кура де Жебелена считают одним из первоисточников теории о древнеегипетском происхождении Таро.

После де Жебелена, с его легкой руки, все последующие французские оккультисты обратили свой взор на Марсельские образцы колод, как на вместилище древних мистических тайн, радикально переосмыслив Таро, но сохранив при этом изначальную структуру.
Марсельские карты являются связующим звеном между до-эзотерическим Таро и оккультным Таро: именно с этой колоды начался переход к мистике и тайне.

Именно на основе Марсельской колоды сформировалась первая оккультная система Таро — французская школа (традиция), из-за чего периодически возникает путаница, когда между французской системой и Марсельскими картами ставят знак равенства, что не совсем корректно.

Но подробнее об этом — я пишу вот здесь, в заметке о классификации колод Таро.

Рубрика: История Таро

Также читайте:

Все права защищены © Татьяна Неферская. Копирование текстов и других материалов с сайта без моего разрешения не допускается.

Другие рубрики Таро Бутика