Таро Бутик
Марсельские карты
В этой заметке я поведаю вам о том, как в начале 16 века одна из региональных версий Таро, которая была в ходу в Милане, попала во Францию ​​и превратилась в так называемую Марсельскую колоду, в последствиии ставшую «прародительницей» всех других колод Таро.
С самого момента своего появления карты Таро, как изготовленные вручную, так и методом печати на деревянных блоках (ксилография), не отличались постоянством ни внутренней структуры, ни изобразительной традиции. Однако не только Таро, но и многие другие карточные колоды редактировались или расширялись в соответствии с правилами тех азартных игр, для которых они были созданы.

В  XVI веке в Италии стали появляться региональные вариации колод Таро, такие как уменьшенная колода Болоньи и расширенная колода Минкиате, аристократия продолжала заказывать уникальные колоды у художников и граверов, стили колод смешивались под влиянием друг друга, и на этом фоне в конце XV — начале XVI века начало формироваться Марсельское семейство Таро, постепенно приобретая всё более самобытные черты.

Из Италии во Францию
Карточные игри появились во Франции довольно рано, и скорее всего, пришли они из Италии, о чем свидетельствует тот факт, что ремесло изготовления карт начало процветать именно на юге Франции, в пограничных провинциях.

Затем во Францию ​​из Италии в первой половине XVI века прибыли карты Таро вместе с итальянскими символами мастей — кубками, жезлами, мечами и монетами. И скорее всего это были разные, хоть и схожие по стилистике, колоды, чья иконография соотвествовала северо-итальяскому шаблону, и которые, судя по сохранившимся разрозненным свидетельствам — представляли собой смесь нескольких региональных стилей, которые успели «переопылиться» между собой.

По мере роста популярности карточных игр (и Таро в частности), когда карты стали массовым товаром, мастера-печатники поняли, что игрокам нужны простые, единообразные дизайны карт, которые можно было бы мгновенно распознать, и что немаловажно — легко изготавливать.

Стало экономически невыгодно выпускать несколько альтернативных версий колод.

Так, примерно к 1700 году, изменчивая ситуация предыдущих 200 лет консолидировалась в колоду, известную нам сегодня, как Марсельское Таро, стиль которой стал прототипом для большинства более поздних колод.
карты из Марсельского Таро Жана Нобле, Париж, около 1650 г., хранятся в Национальной библиотеке Франции. 78 карт: трафаретная цветная гравюра на дереве; 9,2 x 5,7 см. Имя и адрес на двойке кубков, монограмма «IN» на гербе Колесницы, ещё одно упоминание адреса на двойке монет: «Iean Noblet Dm.t Av Favbovr St Germain». Источник gallica.bnf.fr / BnF
Колода Жана Нобле
Официальная история так называемых Марсельских карт начинается с 1650 года, с колоды парижского мастера-печатника Жана Нобле.

Да, вы не ослыщались - старейшая колода Марсельского Таро была напечатана не в Марселе, а в Париже.

Также принято считать, что именно с колоды Нобле начинает формироваться «стандартная структура» колод Таро (78 листов) и «стандартная нумерация» в козырных картах (речь о последовательности, характерной для Марсельского Таро, где Сила — 11, Справедливость — 8).

Однако образы и дизайн самих карт по прежнему были еще далеки от единого стиля.

К примеру, в Парижском Таро начала XVII века (известном также тем, что это была первая колода из 78 карт, полностью напечатанная на дереве методом ксилографии) и название и номера козырей хоть и идентичны стандартной колоде Марсельского Таро, но изображения, по-видимому, представляют собой смесь нескольких влияний: Влюблённые — это влюбленная пара, Звезда — астроном, а Башня изображает бурю, вокруг которой кружатся несколько человек, один из которых играет на барабане. Луна — это мужчина, играющий на арфе под окном женщины, а Солнце — женщина с обезьяной.
«Итальянское» Марсельское Таро
В XVI и XVII веках Франция была основным поставщиком игральных карт по всей Европе.

В 1736 году мастер-печатник Шоссон из Марселя напечатал колоду, что стала прототипом всех более поздних колод Марсельского Таро до конца 18-го столетия.

К середине XVIII века колоды, практически идентичные колоде Шоссона, выпускались во Франции, Бельгии и Швейцарии.

В 1760 году другой мастер-печатник Николя Конвер из Марселя скопировал колоду Шоссона непосредственно на свои деревянные дощечки.

И затем уже вариант марсельца-Конвера стал стандартным шаблоном для колод Таро во Франции и является образцом для большинства популярных стилей карт Марсельского семейства, используемых сегодня.

Таким образом, упоминание города в названии колоды первостепенно является отсылкой к стилю исполнения, нежели к месту первого появления этих карт.

Только вот само название - Марсельское Таро - было введено в обиход только… в 20 веке, в 1930 году, французским производителем карт Grimaud.

Изначально же колоды данной изобразительной традиции назывались «Итальянским Таро», видимо из-за использования в них итальянских символов мастей. Ну возможно и для того, чтобы отличать эти карты от национального французского Таро.
Название - Марсельское Таро - было введено в обиход только в 1930 году, французским производителем карт Grimaud.

Изначально же колоды данной изобразительной традиции назывались «Итальянским Таро».
Марсельские карты — мостик от игры к эзотерике
Вот ведь забавная получается история — карточную игру, которую изобрели в Италии, никогда изначально не воспринимали как некое древнее таинственное учение, замаскированные под колоду карт. Через призму мистики и эзотерики Таро стали рассматривать не на исторической родине, а в соседней Франции середины 18-го века, причем не на юге, где карточное производство процветало много десятилетий, а севернее — в Париже.

Согласно одной из самых распространенных версий — французский масон и пастор, Антуан Кур де Жебелен, впервые увидел эти карты, когда одна из его знакомых дам играла в некую карточную игру с колодой образца Марсельского Таро того времени.
И будучи увлеченным исследователем первобытной истории, де Жебелен сразу же заинтересовался символикой этих карт, особенно его заинтриговали образы 22-х козырей.

С одной стороны, де Жебелен не сомневался в итальянском происхождении самой игры под названием tarocchi, а с другой — был первым, кто попытался осмыслить их символику и выяснить "подлинную" историю происхождения.

Так, основываясь на умозрительных заключениях, в своем труде «Первобытный мир» (1781 год), де Жебелен возводит карты Таро к древнему миру и связывает их с древнеегипетскими верованиями.

Этот миф устоялся и существует и по сей день, а труды самого Антуана Кура де Жебелена считают одним из первоисточников теории о древнеегипетском происхождении Таро.

После де Жебелена, с его легкой руки, все последующие французские оккультисты обратили свой взор на Марсельские образцы колод, как на вместилище древних мистических тайн, радикально переосмыслив Таро, но сохранив при этом изначальную структуру и образы.
Марсельские карты являются связующим звеном между до-эзотерическим Таро и оккультным Таро: именно с этой колоды начался переход к мистике и тайне.

Именно на основе Марсельской колоды сформировалась первая оккультная система Таро — французская школа (традиция), из-за чего периодически возникает путаница, когда между французской системой и Марсельскими картами ставят знак равенства, что не совсем корректно.

Но подробнее об этом — я пишу вот здесь, в заметке о классификации колод Таро.

Рубрика: История карт Таро

Все права защищены © Татьяна Неферская. Копирование текстов и других материалов с сайта без моего разрешения не допускается.

Также читайте:



Рубрики Таро Бутика