Таро Бутик

Карты Таро и церковь

Tarot Boutique   30.12.2024

В Европе с XIII по XV века произошли не только значимые экономические, но и фундаментальные религиозные изменения.

Церковь, помимо прочего, сосредоточилась на искоренении ереси, и на авансцену вышла Инквизиция, особый церковный суд, учреждённый в конце 12 века для борьбы с еретиками.

В 1326 году папа Иоанн XXII выпускает буллу, в которой объявляет не только еретиков, но и всех, кто занимается колдовством, отлученными от Церкви и повелевает преследовать их также, как еретиков.

С 15 века начинаются массовые преследования и процессы против колдунов, чернокнижников и всех «кто призывает демонов и служит им». Этот период станет нам известен как «охота на ведьм».

В свете вышесказанного пытливый читатель наверняка мог задаться вопросом — так почему же карты в целом, и Таро в частности, не только уцелели, но даже смогли внедриться в повседневную жизнь людей и стать частью европейской культуры?

Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Церковный запрет Таро
В псевдо-исторических очерках о Таро авторы часто делают ударение на том, что, дескать, церковь, и католическая, и протестантская, преследовала карты, как ересь и дьявольскую практику.

Но все-таки не надо мешать все в одну кучу и путать мягкое с теплым.

В первую очередь, церковь не одобряла азартные игры, как таковые, и до появления в Европе игральных карт порицанию подвергалась, в частности, игра в кости.

Азартные игры считались источником безнравственного поведения, включая шулерство и мошенничество, и для борьбы с этим периодически публиковались морализаторские трактаты, выражающие неодобрение азартных игр как смертного греха, который может оскорбить Бога и разрушить жизни людей.
Таро консультации на тему любви и отношений — узнай за полчаса про мужчину больше, чем за 10 свиданий
И к слову, азартные карточные игры были официально запрещены и в мусульманской Испании, откуда потом и попали в Европу.

Например, Ибн 'Абдун, набожный мусульманин из династии Альморавидов, в своем труде Tratado de Hispa, своего рода руководство по хорошему поведению (Севилья, начало XII века) писал, что греховные азартные игры должны быть запрещены, поскольку они отвлекают от религиозных обязанностей и осознания Бога. Он ставил эти игры на один уровень с употреблением алкоголя, которое было запрещено Мухаммедом в Коране.

Но на самом деле различные игры и виды спорта, которые не совсем, скажем так, одобрялись со стороны религии, были популярны в исламском мире.

Так был ли запрет на гадание или непосредственно на карты Таро? Что же на самом деле гласили церковные предписания касательно карт?

Собственно, ничего, чтобы не укладывалось в запрет и порицание азартных игр, как таковых. И ни слова о ереси.

Церковь всегда занимала строгую, предвзятую позицию по отношению ко всему, что она считала непристойным, легкомысленным или нечестным.

Члены духовенства не одобряли карточную игру, как таковую, и, безусловно, не стали бы одобрять использование карт в гадании.

И церковь действительно протестовала против Таро.

(напоминаю, что речь идет про игральные тарокки, история оккультного Таро начинается с середины 18-го века)
В анонимной рукописи, датируемой 1470 г., содержащей религиозные инвективы против игр в тавернах, считающихся бесовскими, с двадцатью одной пронумерованной картой, воспринимаемых как ступени лестницы, ведущей в глубины Ада.

Козыри здесь считались богохульными и непристойными по отношению к властям, религии, ангелам и добродетелям; таким же искушением дьявола по имени Азарус, как кости и остальные азартные игры.
«21 Триумф — это ступени лестницы, ведущей в самую глубину подземного мира.

Первая названа bagatelle': самая начальная. 2 — Императрица. 3 — Император. 4 — Папесса, или несчастье тому, кто отрицает христианскую веру. 5 — Папа, или Понтифик, представляющий любого первосвященника, кото­рого эти мошенники сделали своим главой.

6 — Умеренность.7 — Любовь. 8. Триумфальная Колесница (или малый Мир). 9 — Сила. 10 — Колесо. 11 — Горбун. 12 — Повешенный. 13 — Смерть. 14 — Дьявол. 15 — Молния.16 — Звезда. 17 — Луна. 18 — Солнце. 19 — Ангел. 20 — Правосудие. 21 — Мир, то есть Бог Отец. 0 — Безумец, или «ничто"(если хотите)».
🔥NB! Благодаря этим задокументированным порицаниям мы можем иметь представление о последова­тельности козырей-триумфов в соответствии с феррарской традицией Таро.

Бернардин Сиенский против
В 15 веке по Италии прокатилась волна религиозных нападок на все занятия и развлечения, не связанные с религией. Против карт и азартных игр проповедовал св. Бернардин Сиенский.

В 1423 году св. Бернардин Сиенский произнес знаменитую проповедь против карточных игр со ступеней собора Святого Петра в Риме, призывая грешников покаяться и сжечь эти «суетные вещи», в результате чего его слушатели бросились в свои дома, вынесли на площадь все карты, которые у них были, и сожгли их.

Правда, в его речах упоминались вовсе не карты Таро, а карты мамлюков, известные в Европе того времени как Naibi.
«Бревиарий Диавола — карты Naibi. Такой же как дамские ку­дри и малые Naibi. Игрок осуществляет священнодействие. Вы знаете, что Бревиарий невелик; как и Naibi. Все символы вме­сте — признаки безумцев; Чаши — знак пьяниц и содержателей таверн; Динарии — знак скупцов; Мечи — предмет для допро­са, неприятностей и убийств. Карты с буквами, участвующие в игре: Король поверх Короля; Королева поверх Королевы; сверх соdомия; низменная похоть».
В продолжении темы о церковных запретах карт Таро.

С изобретением ксилографии (метода получения оттиска на бумаге с деревянной печатной формы) первые граверы и печатники занимались тем, что создавали религиозные изображения.

Печать на блоках сначала использовалась для изготовления религиозных сцен и изображений святых, которые люди вклеивали в книги, прикрепляли к стенам или носили с собой в качестве талисманов.

Но как только в Европе стала популярной карточные игры (включая тарокки), печатники адаптировали свои мастерские для производства карт, и многие мастера занялись изготовлением игральных карт, чтобы иметь дополнительный доход.

Так, согласно одной из версий о происхождении изображений козырей (триумфов) — с началом изготовления колод с дополнительной пятой козырной мастью входящие в них триумфы-козыри (а точнее, их символическое наполнение) могли быть заимствованы из репертуара тех самых религиозных изображений и адаптированы для использования в качестве символов игральных карт.
Выводы и итоги
Игральные карты всех возможных разновидностей, включая те, что были предшественниками современных колод Таро, никогда не рассматривались церковью как ересь.

Кроме того, в процессе судов над еретиками с 15 по 16 века, когда Инквизиция вела свою мрачную летопись, не было ни одного упоминания о прямом запрете карт ввиду их возможной связи с дьявольщиной.


Да, были прецеденты, в частности, когда после Реформации протестантская церковь действительно протестовала против изображений Папы и Папессы.

Или когда сами люди решали использовать карты в колдовстве. Так в 1589 году, в Венеции, был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, в котором, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро.

Но то, что в чьем-то отдельно взятом уме появилась идея о магическом применении Таро, вовсе не значит, что карты регулярно использовались для этих целей, что, в свою очередь, дало бы повод для Инквизици рассматривать их как предмет ереси.

Фактически, духовенство протестовало против самой идеи азартных игр, и под влиянием церкви были приняты светские законы и королевские указы, запрещающие карточные игры.

Однако эти запреты не возымели должного эффекта, поскольку карточные игры быстро стали очень популярны, а в случае с Таро религиозные предписания часто игнорировались (возможно из-за популярности игры в тарокко в высших слоях общества).

И понимая несостоятельность подобных запретов, власти, в конце концов, начали официально контролировать изготовление игральных карт, и с производства и продажи стали взиматься налоги в казну.

Это и есть историческая правда.

— текст © Татьяна Неферская.

Также читайте:


Другие рубрики Таро Бутика