Tarot Boutique 06.09.2023
Эквинокций (равноденствие) — это в первую очередь сугубо астрономическое явление, когда день равен ночи, а Солнце переходит из одного полушария в другое.
Что же касается более возвышенного, культурного и религиозного содержания, то существует множество традиций и праздников, связанных с этим днем.
Вот и получается, что Мабон — это современный викканский праздник (шабаш), в основу которого легло вполне реальное астрономическое явление, равноденствием именуемое. И это основное отличие «малого шабаша» Мабона от других ооочень сильно локальных и даже не у всех кельтов празднуемых Белтайнов и прочих Ламмасов.
Поэтому основной акцент в этой заметке я хочу сделать именно на осеннем равноденствии, но по ходу повествования мы также разберемся в происхождении названия шабаша и его реальной древности, обсудим исторические предпосылки и кратко ознакомимся с его значением в современном викканстве.
А не День Фомы-рукотряса или какой-нибудь Merry Fucking Christmas?
За основу названий праздников (шабашей) Колеса Года его создатели обычно брали различные древне-германские, кельтские или саксонские наименования, и порой эти названия перекликаются с именами соответствующих праздникам языческих божеств.
Но вот в случае с осенним равноденствием все очень и очень неоднозначно.
Сам термин «Мабон» — это викканский (неоязыческий) вариант наименования: якобы (это слово ключевое) день осеннего равноденствия был связан с валлийским Мабоном, богом юности и плодородия.
Вперые это название было введено в обиход американскими неоязычниками в 70-х годах 20 века, а если говорить про конкретные персоналии — здесь постарался американский автор Эйдан Келли.
Существовал ли издревле праздник именно с этим названием? История умалчивает.
Скорее всего, нет, иначе его бы, как минимум, упоминали в классической англоязычной художественной литературе (Сапковский со своими оммажами не в счет, у него там в пражском цикле и на Лафкравта куча отсылок, но это не означает, что безумный араб Абдула Альхазред реально существовал, ровно как и знаменитая книга «Некрономикон»).
Кстати, в современной викканской традиции, в рамках коей и форсируются шабаши Колеса, к Мабону также подход неоднозначный.
Для одних Мабон — середина осени, для других — начало.
Единство прослеживается только в одном: в годовом цикле, основанном на аграрных сезонах, Мабон — это начало возрастания тьмы и окончательный перелом к темной половине, когда света становится с каждым днем все меньше и меньше.
Осеннее равноденстие было для наших пращуров не просто какой-то красивой сакральной датой или «днем силы», когда всем селом, общиной или племенем «молились, постились и слушали Радио Радонеж».
Первоочередное значение имели цикличные изменения в природе, связанные с очень простыми, но жизненно-важными делами, такими как сбор и сохранение урожая, подготовка к зиме и прочими коллективными работами.
В зависимости от региона даты созревания зерновых и прочих культур были разными.
Но, как правило, и начало, и окончание сбора урожая сопровождались празднованием.
Ведь урожай обычно собирали не как кому боги на душу положат, а дружным семейным-родовым коллективом. Ну и здесь было бы логично предположить, что раз все в сборе, значит, есть повод погулять.
А еще у индо-европейских народов (и не только у них) в осеннюю пору традиционно наступало время ярмарок (торговали собранным урожаем), а также время свадеб и прочего разгулья. Упахиваться на полях больше было не надо, а на носу маячила зима. Ну вот и находились еще поводы, чтобы собраться вместе и нагуляться до морозов.
В каждом отдельно взятом регионе осенние фестивали отмечались тоже по-разному: где-то варили пиво, где-то охотой развлекались, где-то еще какие игрища придумывали. Поэтому говорить, что все, ну прям все-все-все поголовно делали «то-то и то-то» — мы не можем.
И скорее всего, создавшие Колесо Года неоязычники объединили в "один флакон" Мабон существовавшие в древности осенние фестивали, связанные со сбором урожая и его заготовкой, а также с другими традиционно осенними торжествами, которые являлись важной частью культурной и религиозной жизни дохристианской Европы, и "прикрепили" шабаш к красивой точке равноденствия в Колесе.
Мабон в современном викканстве считается одним из праздников урожая, коих насчитывают ровно три.
На первый праздник урожая — Ламмас, природа начинает отдавать вложенные в нее труды — основной урожай зерновых начинают собирать с августа.
К Мабону, празднику второго урожая, доспевает все, что «пОзднее», корнеплоды, тыквы, осенние сорта яблок, а также начинаются заготовки на зиму и уборка полей и грядок.
Ну и последний, третий урожай — Самайн (у скандинавов — Ветрнэтр, «зимние ночи»).
До Самайна еще можно собирать дары земли и леса. После Самайна — все, что осталось на полях, живым не принадлежит. Ну, а тех, кто считают иначе, ждет рандеву с Дикой Охотой, хе-хе-хе.
Резюмируя все вышесказанное — начало осени не проходит незаметно ни для кого.
И даже если отмести чисто аграрную коннотацию праздников Колеса Года, их привязку к земледельческим циклам, причем порой очень и очень локальным, современный человек, даже не будучи последователем Викки или упоротым садоводом-огородником, так или иначе ощущает это волшебное время перехода.
Ну, а "был ли мальчик?" и кто с каким бубном что и как исполнял (и исполнял ли?) — это все лирика.
Праздники Колеса мы любим не за историческую достоверность, а за волшебство, которое они нам дарят.
Благодарю за внимание.
Текст © Татьяна Неферская. Копирование текстов и других материалов с сайта без моего разрешения не допускается.
Другие рубрики Таро Бутика