Таро Бутик

Про Мабон и осеннее
равноденствие

Tarot Boutique   06.09.2023

На стыке астрономии и язычества

Эквинокций (равноденствие) — это в первую очередь сугубо астрономическое явление, когда день равен ночи, а Солнце переходит из одного полушария в другое.


Именно с осеннего равноденствия, которое происходит между 21 и 24 сентября (точная дата зависит от года и часового пояса), начинается астрономическая осень. Это научный факт.

Что же касается более возвышенного, культурного и религиозного содержания, то  существует множество традиций и праздников, связанных с этим днем, как действительно старинных, так и новодельных.


Плюс / минус на дату осеннего равноденствия приходятся: Михайлов день у католиков, День Сварога у славянских неоязычников, Праздник Середины Осени в Китае.

Ну и конечно же Мабон — у виккан и неоязычников, ведь именно их стараниями сей праздник обрел наиболее широкую популярность в интернетах и массовой культуре.

Вот и получается, что Мабон — это современный викканский праздник (шабаш), в основу которого легло вполне реальное астрономическое явление, равноденствием именуемое. И это основное отличие «малого шабаша» Мабона от других ооочень сильно локальных и даже не у всех кельтов празднуемых Белтайнов и прочих Ламмасов, которые в первую очередь связаны с аграрной мифологией конкретных территорий, а не с реальными астрономическими явлениями.


Найти подробное викканское описание праздника и связанной с ним современной мифологии - будет нетрудно, подробно останавливаться на этом я не буду.


Основной акцент в этой заметке я хочу сделать именно на осеннем равноденствии, но по ходу повествования мы также разберемся в происхождении названия шабаша и его реальной древности, обсудим исторические предпосылки и кратко ознакомимся с его значением в современном викканстве.

Почему «Мабон»?

А не День Фомы-рукотряса или какой-нибудь Merry Fucking Christmas?


За основу названий праздников (шабашей) Колеса Года его создатели обычно брали различные древне-германские, кельтские или саксонские наименования, и порой эти названия перекликаются с именами  соответствующих праздникам языческих божеств.


Но вот в случае с осенним равноденствием все очень и очень неоднозначно.


Сам термин «Мабон» — это викканский (неоязыческий) вариант наименования: якобы (это слово ключевое) день осеннего равноденствия был связан с валлийским Мабоном, богом юности и плодородия.


Впервые это название было введено в обиход американскими неоязычниками в 70-х годах 20 века, а если говорить про конкретные персоналии — здесь постарался американский автор Эйдан Келли.


Так, согласно Келли, праздник осеннего равноденствия получил свое название в честь Мабона аэп Модрона (что переводится как «сын матери»), который в этот день, согласно одной валлийской легенде, исчезает в землях Эльфхейма.
Эйдан Келли - О наименованиях Остары, Литы и Мабона:

«в Валлийской мифологии, из коллекции Мабиногиона, есть легенда о Мабоне ап Модрон (что в переводе означает „Сын Матери“, равно как и имя Коры означает просто „девушка“), которого Гвидион спасает из нижнего мира, как Тезей спас Елену. Именно поэтому я выбрал „Мабон“ в качестве названия праздника, выбор имени был совсем не случаен. Я переслал календарь Оберону (которого тогда еще звали Тимом) (2). Ему понравились новые названия праздников, и он напечатал их в своем журнале „Зеленое Яйцо“. Именно так новые названия Саббат стали частью американской языческой культуры. (3)»

За подробностями можно сходить к первоисточнику.
А вот сам Гарднер, который Джерард, тот, что создатель Викки, приложивший руку к изобретению Колеса Года, — в отношении осеннего равноденствия  данное название не употреблял, и вообще (шок-контент!!!) не хотел изначально включать оба равноденствия в годовой круг.
А был ли мальчик праздник?

Существовал ли издревле праздник именно с этим названием?


История умалчивает.


Скорее всего, нет, иначе бы его, как минимум, упоминали в классической англоязычной художественной литературе (Сапковский со своими оммажами не в счет, у него там в пражском цикле и на Лафкравта куча отсылок, но это не означает, что безумный араб Абдула Альхазред реально существовал, ровно как и знаменитая книга «Некрономикон»).


Вот само осеннее равноденствие конечно же могли отмечать и отмечали, ибо точка в годовом сель-хоз круге все-таки значимая.

А что касается «древности» конкретно Мабона, именно в том виде, каким его описывают современные язычники, то ни о какой седой старине речи идти не может, но зачастую между осенним равноденствием и Мабоном ставят знак равенства, ибо стало уже привычно и удобно.

Посему, читая очередную «статью-откровение» про Мабон, все осознанные люди должны отдавать себе отчёт в том, что перед вами описание викканского праздника со всей сопутствующей ритуалистикой и связанной с ним современной мифологией, но никак не историческая правда о том, как прям все-все-все язычники Европы отмечали Мабон в дремучие годы.
ФАКТ ПРО МАБОН

«Древнекельтское» (или «дохристианское») название этого дня попросту неизвестно.

Кстати, в современной викканской традиции, в рамках коей и форсируются шабаши Колеса, к Мабону также подход неоднозначный.


Для одних Мабон — середина осени, для других — начало.


Единство прослеживается только в одном: в годовом цикле, основанном на аграрных сезонах, Мабон — это начало возрастания тьмы и окончательный перелом к темной половине, когда света становится с каждым днем все меньше и меньше.

ФАКТ ПРО МАБОН

Взаправду ли его праздновали «повсеместно все язычники Европы»?

В Древней Греции, в Элевсине (около Афин), примерно в конце сентября и начале октября ежегодно проводились Элевсинские мистерии, посвященные Деметре и Персефоне. Смена сезонов, переход от условно светлой к так называемой темной половине года, нашли отражение в мистериях, посвященных мифу об похищении Персефоны Аидом. Тоска и агонии Деметры из-за потери дочери — увядание и умирание природы.

Так что ни язычники-греки, ни язычники-римляне — ни о каком Мабоне не слышали. У них были свои Лунапарки со своим блэкджеком.

Кстати, про римлян - так вот это как раз у кельтов, вследствие завоевания Римской Империей «земель варваров», прослеживается эллинистический (римский) след в мифологии, а не наоборот.
Запись на консультацию
Если есть желание побеседовать о волнующих лично Вас вопросах на Таро - выбирайте формат и оставляйте заявку.

Осеннее равноденстие было для наших пращуров не просто какой-то красивой сакральной датой или «днем силы», когда всем селом, общиной или племенем «молились, постились и слушали Радио Радонеж».


Первоочередное значение имели цикличные изменения в природе, связанные с очень простыми, но жизненно-важными делами, такими как сбор и сохранение урожая, подготовка к зиме и прочими коллективными работами.


В зависимости от региона даты созревания зерновых и прочих культур были разными.


Но, как правило, и начало, и окончание сбора урожая сопровождались празднованием.


Ведь урожай обычно собирали не как кому боги на душу положат, а дружным семейным-родовым коллективом. Ну и здесь было бы логично предположить, что раз все в сборе, значит, есть повод выпить погулять.


А еще у индо-европейских народов (и не только у них) в осеннюю пору традиционно наступало время ярмарок (торговали собранным урожаем), а также время свадеб и прочего разгулья. Упахиваться на полях больше было не надо, а на носу маячила зима. Ну вот и находились еще поводы, чтобы собраться вместе и нагуляться до наступления морозов.


В каждом отдельно взятом регионе осенние фестивали отмечались тоже по-разному: где-то варили пиво, где-то охотой развлекались, где-то еще какие игрища придумывали. Поэтому говорить, что все, ну прям все-все-все поголовно делали «то-то и то-то» — мы не можем.


И скорее всего, создавшие Колесо Года неоязычники объединили в "один флакон" Мабон существовавшие в древности осенние фестивали, связанные со сбором урожая и его заготовкой, а также с другими традиционно осенними торжествами, которые являлись важной частью культурной и религиозной жизни дохристианской Европы, и "прикрепили" шабаш к красивой точке равноденствия в Колесе.

ФАКТ ПРО МАБОН

 Одно из названий, употребляемых в контексте осеннего равноденствия (Мабона) - Ман Фовэрь (Mean Fomhair). Оно имеет ирландские корни и до сих пор в Ирландии так называют месяц сентябрь. Дословно Ман Фовэрь переводится как «Середина Урожая».
В современном викканстве

Мабон в современном викканстве считается одним из праздников урожая, коих насчитывают ровно три.


На первый праздник урожая — Ламмас, природа начинает отдавать вложенные в нее труды — основной урожай зерновых начинают собирать с августа.


К Мабону, празднику второго урожая, доспевает все, что «пОзднее», корнеплоды, тыквы, осенние сорта яблок, а также начинаются заготовки на зиму и уборка полей и грядок.


Ну и последний, третий урожай — Самайн (у скандинавов — Ветрнэтр, «зимние ночи»).


До Самайна еще можно собирать дары земли и леса. После Самайна — все, что осталось на полях, живым не принадлежит. Ну, а тех, кто считают иначе, ждет рандеву с Дикой Охотой, хе-хе-хе.


Резюмируя все вышесказанное — начало осени не проходит незаметно ни для кого.


И даже если отмести чисто аграрную коннотацию праздников Колеса Года, их привязку к земледельческим циклам, причем порой очень и очень локальным, современный человек, даже не будучи последователем Викки или упоротым садоводом-огородником, так или иначе ощущает это волшебное время перехода.


Ну, а "был ли мальчик?" и кто с каким бубном что и как исполнял (и исполнял ли?) — это все лирика.


Праздники Колеса мы любим не за их историческую достоверность, а за то волшебство, которое они нам дарят.


Благодарю за внимание.


Также читайте:

  • Личные смыслы Мабона - каждый может прикоснуться к магии и найти вдохновение в окружающем мире, даже если со всех сторон залит городским бетоном.

Рубрика: Заметки о ведьмовстве. Колесо года

Текст © Татьяна Неферская. Копирование текстов и других материалов с сайта без моего разрешения не допускается.


Другие рубрики Таро Бутика