Дуллахан или Дюллахан, злой дух из ирландских народных легенд и преданий.
В сказаниях его описывают как жуткого безголового всадника, который появляется в сумерках, обычно верхом на вороном коне, что чернее самой тьмы. В руке или же под мышкой Дуллахан держит собственную отрубленную голову. В другой руке Дуллахан держит кнут, сделанный из человеческого позвоночника, или же иной символ смерти - косу.
В сказаниях его описывают как жуткого безголового всадника, который появляется в сумерках, обычно верхом на вороном коне, что чернее самой тьмы. В руке или же под мышкой Дуллахан держит собственную отрубленную голову. В другой руке Дуллахан держит кнут, сделанный из человеческого позвоночника, или же иной символ смерти - косу.
Порой он разъезжает не верхом, а в чёрной крытой повозке (или карете - известной как «cóiste bodhar»), запряженной черными лошадьми, украшенной черепами с горящими глазницами, свет которых освещают дорогу; колёса повозки скреплены спицами из бедренных костей, а сама повозка обтянута либо потемневшим погребальным саваном, либо высушенной человеческой кожей, а внутри повозки - лежит гроб.
Несмотря на все отличия, в описании облика дуллахана прослеживается одна совершенно определённая черта: отрубленная голова этой нечисти - живая, её глаза горят зловещим огнем, а рот растянут в мерзкую, нечеловеческую ухмылку. Голова может единожды произнести лишь имя человека, жизнь которого Дуллахан собирается забрать.
Согласно некоторым версиям легенд о безголовом всаднике - его появление сопровождает плач баньши. Но если баньши - лишь вестница смерти и своим криком только предупреждает о близкой кончине, именно Дуллахан забирает жизни.
Несмотря на все отличия, в описании облика дуллахана прослеживается одна совершенно определённая черта: отрубленная голова этой нечисти - живая, её глаза горят зловещим огнем, а рот растянут в мерзкую, нечеловеческую ухмылку. Голова может единожды произнести лишь имя человека, жизнь которого Дуллахан собирается забрать.
Согласно некоторым версиям легенд о безголовом всаднике - его появление сопровождает плач баньши. Но если баньши - лишь вестница смерти и своим криком только предупреждает о близкой кончине, именно Дуллахан забирает жизни.
Он скачет на своём чёрном коне, и всякий раз, когда он останавливается, кто-то из смертных умирает. Он – Ангел Смерти, внушающий страх; одетый во всё чёрное и безголовый. В левой руке у него позвоночник, которым он ударяет как кнутом. В правой – коса, которая разрубает живую плоть.
О Дуллахане, едущем на повозке, упоминается в книге Томаса Джонстона Вестроппа - «Фольклорный обзор графства Клэр» .
Одна из самых интересных историй в этой книге — история о смерти сэра Бертона Макнамары, предположительно вызванной Дуллаханом:
Ночью 11 декабря 1876 года слуга Макнамара совершал обход в Эннистимоне […] В темноте он услышал грохот колёс на задней аллее и, решил, что это карета смерти, и побежал дальше, открывая перед ней ворота. Он успел только открыть третьи ворота и броситься ниц рядом с ними, как услышал, как мимо с грохотом проехала карета. Она не остановилась у дома, а проехала […] на следующий день. Адмирал сэр Бертон Макнамара умер в Лондоне.
Одна из самых интересных историй в этой книге — история о смерти сэра Бертона Макнамары, предположительно вызванной Дуллаханом:
Ночью 11 декабря 1876 года слуга Макнамара совершал обход в Эннистимоне […] В темноте он услышал грохот колёс на задней аллее и, решил, что это карета смерти, и побежал дальше, открывая перед ней ворота. Он успел только открыть третьи ворота и броситься ниц рядом с ними, как услышал, как мимо с грохотом проехала карета. Она не остановилась у дома, а проехала […] на следующий день. Адмирал сэр Бертон Макнамара умер в Лондоне.
Происхождение Дуллахана
Точное происхождение этой темной легенды неизвестно, но по одной из версий Дуллахан считается воплощением кельтского бога - Кром Дува (Кром Круах, Черный Кром).
Древний царь Тигернмас (1621–1544 гг. до н. э.) был известен своим поклонением этому богу. Считается, что Тигернмас практиковал человеческие жертвоприношение через обезглавливание, которых требовал Черный Кром.
Поскольку Черный Кром был богом плодородия, после жертвоприношений он даровал обильные урожаи и множество здорового скота.
Когда христианские миссионеры прибыли в Ирландию в VI веке, они, что неудивительно, стали искоренять языческие обряды с Изумрудного острова. Это привело к сокращению человеческих жертвоприношений, которые в конечном итоге исчезли навсегда.
Легенда гласит, что, лишившись своих подношений, Черный Кром решил взять дело в свои руки.
Он принял облик всадника без головы и начал забирать жизни тех, в чьих жертвах ему было отказано.
Преобразившись, тёмный бог стал воплощением самой смерти.
Древний царь Тигернмас (1621–1544 гг. до н. э.) был известен своим поклонением этому богу. Считается, что Тигернмас практиковал человеческие жертвоприношение через обезглавливание, которых требовал Черный Кром.
Поскольку Черный Кром был богом плодородия, после жертвоприношений он даровал обильные урожаи и множество здорового скота.
Когда христианские миссионеры прибыли в Ирландию в VI веке, они, что неудивительно, стали искоренять языческие обряды с Изумрудного острова. Это привело к сокращению человеческих жертвоприношений, которые в конечном итоге исчезли навсегда.
Легенда гласит, что, лишившись своих подношений, Черный Кром решил взять дело в свои руки.
Он принял облик всадника без головы и начал забирать жизни тех, в чьих жертвах ему было отказано.
Преобразившись, тёмный бог стал воплощением самой смерти.
Дуллахан не всегда мужчина
В одном из ирландских сказаний юноша встречает на дороге прекрасную девушку и предлагает её подвезти в повозке.
Вскоре он воспылал к ней страстью, и вознамерившись поцеловать, погнался за ней и, догнав на кладбище, он внезапно обнаруживает, что поцеловать очаровательную спутницу у него не выйдет за неимением у неё головы.
На кладбище перепуганный герой рассказа становится свидетелем самого странного хоровода, который только можно себе представить, - хоровода безголовых Дуллаханов.
Он видит старое колесо для пыток с насаженными на него черепами, а безголовые обладатели этих черепов, крутят его и танцуют под музыку, которая доносится невесть откуда, и поют песню, а потом насмехаются над героем и даже предлагают ему с ними выпить.
Вскоре он воспылал к ней страстью, и вознамерившись поцеловать, погнался за ней и, догнав на кладбище, он внезапно обнаруживает, что поцеловать очаровательную спутницу у него не выйдет за неимением у неё головы.
На кладбище перепуганный герой рассказа становится свидетелем самого странного хоровода, который только можно себе представить, - хоровода безголовых Дуллаханов.
Он видит старое колесо для пыток с насаженными на него черепами, а безголовые обладатели этих черепов, крутят его и танцуют под музыку, которая доносится невесть откуда, и поют песню, а потом насмехаются над героем и даже предлагают ему с ними выпить.
Спасибо за внимание ;)
Рубрика: Ведьмовство
Связаться со мной для записи на консультацию можно, написав мне личное сообщение в Телеграм.
А вот здесь → каталог тематических раскладов, с которыми я работаю.
Связаться со мной для записи на консультацию можно, написав мне личное сообщение в Телеграм.
А вот здесь → каталог тематических раскладов, с которыми я работаю.
Присоединяйтесь к моему ТГ-каналу. Узнавайте первыми о всех новостях проекта.