Таро Бутик
Заметки о ведьмовстве

Про Дикую Охоту

П.Н. Арбо. Дикая охота Одина. 1872.
Из всей богатой тематики разно-всякой чертовщины и самайновской нечисти выделяется Дикая Охота. Нет, не видео-игра (поклонники ведьмака могут встать с колен), а процессия мертвецов, которая мчится по небу.


Ареал распространения анекдотов историй про Дикую Охоту весьма широк — почти вся западная Европа.

Былинный сказ о ней можно встретить в различных мифологических традициях (германской, ирландской, скандинавской, английской и, частично, даже славянской), а её общее описание в целом схоже, за исключением деталей, которые зависят от конкретного региона появления сабжа и, видимо, остроты зрения смотрящего с земли, который смог таки не только пережить встречу, но унести ноги и все рассказать кому надо.
Если кратко, то Дикая Охота - это летящая по небу процессия призрачных охотников, ведьм, колдунов, асов, фей, эльфов, *впиши нужное*, ну в общем, всех, кто засиделся, заскучал и решил порезвиться на ночь (блядя) глядя. И да, еще одно важное условие — не слишком доброжетально настроен к людскому роду.

Опять же, в зависимости от региона и его мифологии — вся эта дикая тусовка имеет весьма разнокалиберный состав: летают кто попало (начиная от уже перечисленных фигур и заканчивая королем Артуром и даже Наполеоном) и на чем попало.

Воспринимается появление призрачной процессии тоже по-разному.

К примеру, в скандинавской мифологии — Дикая Охота это кавалькада призрачных воинов, несущихся сквозь штормы в Двенадцать Ночей Йольтайда. Среди всадников есть лошадь без седока — и я думаю, несложно догадаться, что сие значит и кому эта лошадь предназначается?

Главенствует призрачной охотой Один (у германцев — Вотан).

По поверьям скандинавов — Дикая охота предвещала несчастье, смерть, войны, чуму, глад, хлад (и повальный сифилис) и т. п.

В разрезе же кельтской мифологии Дикая Охота появляется в мире, начиная с Самайна, а среди всадников могут быть низшие божества, эльфы и прочие загадочные существа из Иного Мира. Возглавляет Дикую Охоту обычно либо повелитель Иномирья, либо какой-нибудь мертвый король, или еще какой-нибудь скопытившийся эпический герой седой древности.

То есть само представление о Дикой Охоте в кельтской мифологии носит несколько иной характер, чем у германцев, либо скандинавов, и даже вроде как не считается таким уж зловещим знамением.

Конечно, разобрать, что из всего того, что пишут о Дикой Охоте — реальный фольклор, а что — продукт фантазии талантливых реконструкторов-романтиков 19 века, достаточно сложно.

Но если убрать всю лирику, то можно сделать следующие выводы — обычно Дикая Охота появляется в темное и холодное время года (в период от Самайна и до 12-й ночи Йольтайда) — и это можно толковать как своеобразный наказ, мол, зимой посещать в одиночку места, отдаленные от обжитого пространства родного села — значит, 100% обеспечить себе рандеву с Дикой охотой, то есть встретить тех, кому с живыми людьми не по дороге.

Мораль сей басни такова - не ходи в лес зимой, а то заплутаешь, потому что темно и туманы, и околеешь, потому что холодно.

Проще говоря, людям нужен был отталкивающий или пугающий образ того, что считалось хаотичным и неуправляемым (метели, бури, штормы и т. д.), так и родилась кавалькада духов зимы, капризных, как кельтские фэйри, или суровых, как скандивские асы и валькирии, и встреча с ними не предвещает ничего доброго.

В искусстве и культуре

Отзвуки мифа видны и слышны как в литературе (Ведьмак), так и в изобразительном искусстве.

В Новое время рисовали сей образ с большим удовольствием, особенно художники-романтики: вороные лошади или страшные олени, воины, призраки, скелеты, голые женщины верхом на кабанах, охотничьи собаки. Все это обычно на фоне бури, черных грозовых туч и ночного неба. Красота :)

Спасибо за внимание ;)
Рубрика: Ведьмовство
Присоединяйтесь к моему ТГ-каналу. Узнавайте первыми о всех новостях проекта.
Мифология