Таро Бутик

Нью-эйдж и  Таро

Раздел 2. Обзор направлений в Таро
Заметка, в которой я продолжу знакомить моих читателей с идеологией нью-эйдж и расскажу про некоторые заслуги данной субкультуры в отношении Таро.

В разделе по истории Таро я уже писала, что «мамочкой» современного Таро является американская таролог Иден Грэй.

Иден Грэй — родоначальница ставшего невероятно популярным (в силу своей примитивности) способа интерпретации карт. Именно благодаря её инновационному подходу Таро вышло на широкие массы.

Иден Грэй была первой (ну ли одной из первых), кто «оторвал» Таро от его исторических и оккультных корней, начав писать книги, полностью исключавшие эзотерическую сторону карт.
В её книгах были рисунки, скопированные из Иллюстрированного Ключа Артура Уэйта, и каждая карта сопровождалась прямыми и перевернутыми значениями, описанными самым простым и приземленным языком, без заумных рассуждений, которым «грешили» книги по оккультному Таро.

Интересанту, чтобы изучить Таро, больше не нужно было вникать в сложные системы соответствий, знать какие-то там еврейские буквы, изучать Древо Жизни, азы астрологии и прочих оккультных доктрин, на которых базировалась система Таро.

Все, что было нужно для работы с картами, это колода Райдера-Уэйта, книга самой Грей со значениями и кухонный стол! ВСЕ!!!

(знакомая картина, правда? а ведь так практикуют 90% нынешних «типа-тарологов»)

Именно труды Грэй являются прообразом большинства книг следующего поколения тарологов англо-американской школы, развивших в Таро наработки в стиле нью-эйдж.
Отличительные черты - они же условные плюсы и минусы
И вот тут я изначально собиралась описать плюсы и минусы данного направления, но передумала.

Лучше я просто приведу некоторые характерные черты и тезисы, а вы уж сами, яхонтовые мои, решите для себя — что из этого гуд, а что — не гуд?

С одной стороны Таро стало более удобным и доступным (отпала необходимость вступать в оккультные тайные ордена).

Таро рассматривается в первую очередь как форма личного мистицизма и саморазвития, а не как академическая дисциплина и наука.

Любой желающий может попытаться понять через призму Таро законы, по которым мы живем и развиваемся, и по которым устроен мир.

Вроде, звучит неплохо, НО у всего есть другая сторона — вот он тот самый, ранее упомянутый «низкий порог входа» и чего удивляться, что за последние несколько десятилетий Таро стало архи-популярным у всех подряд, включая мающихся от безделья домохозяек, мамочек в декрете, девочек «целый-год-как-с-картами», которые по факту покупки колоды и парочки сделанных подружкам раскладов уже гордо именуют себя «тарологами» (нет).

На день сегодняшний направление нью-эйдж мега-востребованно среди тарологического молодняка — ведь духовность в тренде (а адепты оккультного Таро пусть дальше режут черных козлов, ага).

В рамках нью-эйдж совершенно неважно насколько таролог опытен или хорошо обучен, ведь личный опыт и личное толкование карт имеет приоритет над традиционным значением и даже над задумками автора колоды. Потому-то к нью-эйдж по умолчанию примыкают все те, кто не хотят изучать Таро, не хотят заморачиваться и глубоко во что-либо вникать, а лишь потребить поверхностный слой (а конкретно то, что понравилось и оказалось по зубам), постичь духовное и «изотерику», одним словом, приблизиться к тонким мирам.

Также данное направление ответственно за все те, ныне новомодные и фривольные методики изучения и стили интерпретации карт Таро в духе Иден Грэй и иже с ними. Отличаются данные методики бессистемностью и бесструктурностью — материал подается разрозненно, взаимосвязи не раскрываются.
Эклектичность и синкретизм — характерные черты нью-эйдж идеологии, в Таро выродились в тезис «Таро — ЕДИНО!» (и снова — нет).

И так как в основе этого течения лежит полностью иллюстрированная колода Райдера-Уэйта (и отпочковавшиеся от нее многочисленные современные переосмысления) чтение Таро стало базироваться в большей степени на визуальном восприятии карт, а не на системном принципе.

И еще такой интересный момент — в данном направлении исторически традиционные методы карточной мантики принято считать «низкими», «неосознанными» или «устаревшими».

Под традиционными методами я имею ввиду, в первую очередь, прогностику (предсказание будущего) и бытовые тематики (самый банальный пример — «любит ли меня Вася?»).

Ведь Таро, по мнению адептов нью-эйдж, призвано передавать духовные истины и быть инструментом саморазвития, потому-то многие тарологи, практикующие в рамках данной идеологии, делают акцент на всяких кармических раскладах, раскладах для самопознания и самоанализа, поднимающих тему духовных уроков и внутреннего чувствования (ну да, а найти ответ на самый простой и банальный бытовой вопрос – эти тарологи затрудняются и вязнут в трех картах).

Смягчение карт - как результат нью-эйдж влияния на Таро.

Игнорируется культурный фон и историческая преемственность значений отдельных карт - об этом я уже вскользь упоминала ранее, но хочу дополнить еще: так карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков», на которых изображались предатели, воры и мошенники, подвешенные в унизительной позе вниз головой. Но в рамках идеологии нью-эйдж смысл Повешенного был радикально пересмотрен - аркан стал обозначать получение важного духовного опыта, который побуждает человека пересмотреть свои текущие взгляды и все в таком духе.

(думаю, эту тему я как-нибудь раскрою подробнее в отдельной заметке)

Также с присовокуплением к Таро поп-психологии появились и «психологические стили» толкования, в которых таролог помогает клиенту извлечь его «собственное значение карты» из расклада и побудить человека прийти к собственным выводам.

Я таки кончила. Благодарю за внимание :)

— текст, фото © Татьяна Неферская.

Подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы первыми узнавать обо всех новостях проекта!

Рубрики Таро Бутика